Фредерик Дуэйн "Фредди" Хаббард (; 7 апреля 1938 – 29 декабря 2008) - американский джазовый трубач. Он был известен прежде всего тем, что играл в стилях бибоп, хард-боп и пост-боп с начала 1960-х и далее. Его неповторимый и влиятельный тембр открыл новые перспективы для современного джаза и бибопа.
Хаббард начал играть на меллофоне и трубе в своей школьной группе при Средней технической школе Арсенала в Индианаполисе, штат Индиана. Трубач Ли Кацман, бывший ассистент Стэна Кентона, порекомендовал ему начать обучение в Музыкальной консерватории имени Артура Джордана (ныне Джорданский колледж искусств при Университете Батлера) у Макса Вудбери, главного трубача симфонического оркестра Индианаполиса. В подростковом возрасте Хаббард работал на местном уровне с братьями Уэсом и Монком Монтгомери, а также с басистом Ларри Ридли и саксофонистом Джеймсом Сполдингом. В 1958 году, в возрасте 20 лет, он переехал в Нью-Йорк и начал играть с лучшими джазменами того времени, включая Филли Джо Джонса, Сонни Роллинза, Слайда Хэмптона, Эрика Долфи, Джей Джей Джонсона и Куинси Джонса. В июне 1960 года Хаббард записал свою первую запись в качестве лидера "Сезам, откройся" с саксофонисткой Тиной Брукс, пианистом Маккоем Тайнером, басистом Сэмом Джонсом и барабанщиком Клиффордом Джарвисом.
В декабре 1960 года Хаббарда пригласили выступить в группе Орнетта Коулмана "Free Jazz" после того, как Коулман услышал, как он играет с Доном Черри.
Затем, в мае 1961 года, Хаббард сыграл на Оле Колтрейне, последней записи Джона Колтрейна на лейбле Atlantic Records. Вместе с Эриком Долфи Хаббард был единственным сессионным музыкантом, который появился на альбомах Olé и Africa/Brass, первом альбоме Колтрейна с ABC/Impulse! Позже, в августе 1961 года, Хаббард записал одну из своих самых известных пластинок "Ready for Freddie", которая также стала его первой совместной работой с саксофонистом Уэйном Шортером. Хаббард присоединился к Шортеру позже, в 1961 году, когда заменил Ли Моргана в Jazz Messengers Арта Блэйки. Он играл на нескольких записях Blakey, включая Caravan, Ugetsu, Mosaic и Free For All. Хаббард оставался с Блейки до 1966 года, после чего основал первую из нескольких своих собственных небольших групп, в которую входили, среди прочих, пианист Кенни Бэррон и барабанщик Луис Хейс.
Именно в это время он начал развивать свое собственное звучание, дистанцируясь от ранних влияний Клиффорда Брауна и Моргана, и получил награду журнала Downbeat jazz magazine "New Star" за игру на трубе.
На протяжении 1960-х годов Хаббард играл в качестве сайдмена на некоторых из самых важных альбомов той эпохи, включая "The Blues and the Abstract Truth" Оливера Нельсона, "Out to Lunch" Эрика Долфи, "Maiden Voyage" Херби Хэнкока и "Speak No Evil" Уэйна Шортера. В 1960-х годах он много записывался для Blue Note Records: выпустил восемь альбомов в качестве лидера группы и двадцать восемь в качестве сайдмена. Хаббарда описывали как "самого блестящего трубача из поколения музыкантов, которые одной ногой стоят в "тональном" джазе, а другой - в атональном лагере". Хотя он так и не смог в полной мере воспринять фри-джаз 1960-х, он появился на двух его знаковых альбомах: "Free Jazz" Коулмена и "Ascension" Колтрейна, а также на треке Сонни Роллинза "New Thing" 1966 года "East Broadway Run Down" с Элвином Джонсом и Джимми Гаррисоном.
Хаббард добился своего наибольшего успеха в 1970-х годах, выпустив серию альбомов для Крида Тейлора и его звукозаписывающего лейбла CTI Records, затмив Стэнли Туррентайна, Хьюберта Лоуса и Джорджа Бенсона. Хотя его джазовые альбомы начала 1970-х годов Red Clay, First Light, Straight Life и Sky Dive были особенно хорошо приняты и считались одними из его лучших работ, альбомы, записанные им позже в течение десятилетия, подверглись нападкам критиков за их коммерциализацию. В 1972 году группа First Light получила премию "Грэмми", в ее состав вошли пианисты Херби Хэнкок и Ричард Уайандс, гитаристы Эрик Гейл и Джордж Бенсон, басист Рон Картер, барабанщик Джек Деджонетт и перкуссионист Айрто Морейра. В 1994 году Хаббард, сотрудничая с чикагской джазовой вокалисткой и соавтором сценария Кэтрин Уитни, написал тексты песен на музыку First Light.
В 1977 году Хаббард присоединился к серии выступлений Херби Хэнкока, Тони Уильямса, Рона Картера и Уэйна Шортера, участников квинтета Майлза Дэвиса середины шестидесятых годов. Несколько концертных записей этой группы были выпущены под названиями VSOP, VSOP: The Quintet, VSOP: Tempest in the Colosseum (все в 1977 году) и VSOP: Live Under the Sky (1979).
Игра Хаббарда на трубе прозвучала в треке "Zanzibar" с альбома Билли Джоэла "52nd Street" 1978 года (лауреат премии "Грэмми" за лучший альбом 1979 года). Трек заканчивается затуханием во время выступления Хаббарда. "Неувядаемая" версия была выпущена в 2004 году на бокс-сете Билли Джоэла "My Lives".
В 1980-х годах Хаббард снова возглавил свою собственную джазовую группу - на этот раз с Билли Чайлдсом и Ларри Кляйном, среди прочих, в составе - и получил положительные отзывы, выступая на концертах и фестивалях в США и Европе, часто в компании Джо Хендерсона, исполняя репертуар в стиле хард-боп и модал-джазовые пьесы. Хаббард выступал на джазовом фестивале в Монтерее в 1980 и 1989 годах (с Бобби Хатчерсоном). Он играл с Вуди Шоу, записывался с ним в 1985 году, а два года спустя записал Stardust с Бенни Голсоном. В 1988 году он снова объединился с Блейки на концерте в Голландии, с которого пришел "Почувствуй ветер". В 1988 году Хаббард играл с Элтоном Джоном, исполнив партии трубы и флюгельгорна, а также соло на трубе в треке "Мона Лиза и безумные шляпники (часть вторая)" для альбома Джона Reg Strikes Back. В 1990 году он выступил в Японии в качестве хедлайнера американо-японского концертного тура, в котором также приняли участие Элвин Джонс, Сонни Форчун, пианисты Джордж Дьюк и Бенни Грин, басисты Рон Картер и Руфус Рид, а также джазменка и вокалистка Салена Джонс. Он также выступал на Варшавском джазовом фестивале, на котором был записан концерт на Варшавском джазовом фестивале (Jazzmen 1992).
После продолжительных проблем со здоровьем и серьезной травмы губы в 1992 году, когда он повредил верхнюю губу и впоследствии у него развилась инфекция, Хаббард снова время от времени играл и записывался, пусть и не на том высоком уровне, который он ставил перед собой в начале своей карьеры. Его лучшие записи были признаны лучшими в своей области.
В 2006 году Национальный фонд искусств удостоил Хаббарда высшей награды в области джаза - премии NEA Jazz Masters Award.
29 декабря 2008 года газета "Индианаполис Стар", газета родного города Хаббарда, сообщила, что Хаббард скончался от осложнений, вызванных сердечным приступом, перенесенным 26 ноября. Журнал Billboard сообщил, что Хаббард скончался в Шерман-Оукс, Калифорния.
В последние годы жизни Фредди Хаббард был тесно связан с Американским фондом джаза. Цитируются слова Фредди: “Когда у меня была застойная сердечная недостаточность и я не мог работать, Фонд Джаза оплатил мою ипотеку на несколько месяцев и спас мой дом! Спасибо Богу за этих людей". Чрезвычайный фонд джазового фонда музыкантов Америки заботился о нем во время болезни. После его смерти фонд Хаббарда обратился с просьбой о том, чтобы от его имени были сделаны не облагаемые налогом пожертвования в пользу Американского джазового фонда.
Фредерик Дуэйн "Фредди" Хаббард (; 7 апреля 1938 – 29 декабря 2008) - американский джазовый трубач. Он был известен прежде всего тем, что играл в стилях бибоп, хард-боп и пост-боп с начала 1960-х и далее. Его неповторимый и влиятельный тембр открыл новые перспективы для современного джаза и бибопа.
Хаббард начал играть на меллофоне и трубе в своей школьной группе при Средней технической школе Арсенала в Индианаполисе, штат Индиана. Трубач Ли Кацман, бывший ассистент Стэна Кентона, порекомендовал ему начать обучение в Музыкальной консерватории имени Артура Джордана (ныне Джорданский колледж искусств при Университете Батлера) у Макса Вудбери, главного трубача симфонического оркестра Индианаполиса. В подростковом возрасте Хаббард работал на местном уровне с братьями Уэсом и Монком Монтгомери, а также с басистом Ларри Ридли и саксофонистом Джеймсом Сполдингом. В 1958 году, в возрасте 20 лет, он переехал в Нью-Йорк и начал играть с лучшими джазменами того времени, включая Филли Джо Джонса, Сонни Роллинза, Слайда Хэмптона, Эрика Долфи, Джей Джей Джонсона и Куинси Джонса. В июне 1960 года Хаббард записал свою первую запись в качестве лидера "Сезам, откройся" с саксофонисткой Тиной Брукс, пианистом Маккоем Тайнером, басистом Сэмом Джонсом и барабанщиком Клиффордом Джарвисом.
В декабре 1960 года Хаббарда пригласили выступить в группе Орнетта Коулмана "Free Jazz" после того, как Коулман услышал, как он играет с Доном Черри.
Затем, в мае 1961 года, Хаббард сыграл на Оле Колтрейне, последней записи Джона Колтрейна на лейбле Atlantic Records. Вместе с Эриком Долфи Хаббард был единственным сессионным музыкантом, который появился на альбомах Olé и Africa/Brass, первом альбоме Колтрейна с ABC/Impulse! Позже, в августе 1961 года, Хаббард записал одну из своих самых известных пластинок "Ready for Freddie", которая также стала его первой совместной работой с саксофонистом Уэйном Шортером. Хаббард присоединился к Шортеру позже, в 1961 году, когда заменил Ли Моргана в Jazz Messengers Арта Блэйки. Он играл на нескольких записях Blakey, включая Caravan, Ugetsu, Mosaic и Free For All. Хаббард оставался с Блейки до 1966 года, после чего основал первую из нескольких своих собственных небольших групп, в которую входили, среди прочих, пианист Кенни Бэррон и барабанщик Луис Хейс.
Именно в это время он начал развивать свое собственное звучание, дистанцируясь от ранних влияний Клиффорда Брауна и Моргана, и получил награду журнала Downbeat jazz magazine "New Star" за игру на трубе.
На протяжении 1960-х годов Хаббард играл в качестве сайдмена на некоторых из самых важных альбомов той эпохи, включая "The Blues and the Abstract Truth" Оливера Нельсона, "Out to Lunch" Эрика Долфи, "Maiden Voyage" Херби Хэнкока и "Speak No Evil" Уэйна Шортера. В 1960-х годах он много записывался для Blue Note Records: выпустил восемь альбомов в качестве лидера группы и двадцать восемь в качестве сайдмена. Хаббарда описывали как "самого блестящего трубача из поколения музыкантов, которые одной ногой стоят в "тональном" джазе, а другой - в атональном лагере". Хотя он так и не смог в полной мере воспринять фри-джаз 1960-х, он появился на двух его знаковых альбомах: "Free Jazz" Коулмена и "Ascension" Колтрейна, а также на треке Сонни Роллинза "New Thing" 1966 года "East Broadway Run Down" с Элвином Джонсом и Джимми Гаррисоном.
Хаббард добился своего наибольшего успеха в 1970-х годах, выпустив серию альбомов для Крида Тейлора и его звукозаписывающего лейбла CTI Records, затмив Стэнли Туррентайна, Хьюберта Лоуса и Джорджа Бенсона. Хотя его джазовые альбомы начала 1970-х годов Red Clay, First Light, Straight Life и Sky Dive были особенно хорошо приняты и считались одними из его лучших работ, альбомы, записанные им позже в течение десятилетия, подверглись нападкам критиков за их коммерциализацию. В 1972 году группа First Light получила премию "Грэмми", в ее состав вошли пианисты Херби Хэнкок и Ричард Уайандс, гитаристы Эрик Гейл и Джордж Бенсон, басист Рон Картер, барабанщик Джек Деджонетт и перкуссионист Айрто Морейра. В 1994 году Хаббард, сотрудничая с чикагской джазовой вокалисткой и соавтором сценария Кэтрин Уитни, написал тексты песен на музыку First Light.
В 1977 году Хаббард присоединился к серии выступлений Херби Хэнкока, Тони Уильямса, Рона Картера и Уэйна Шортера, участников квинтета Майлза Дэвиса середины шестидесятых годов. Несколько концертных записей этой группы были выпущены под названиями VSOP, VSOP: The Quintet, VSOP: Tempest in the Colosseum (все в 1977 году) и VSOP: Live Under the Sky (1979).
Игра Хаббарда на трубе прозвучала в треке "Zanzibar" с альбома Билли Джоэла "52nd Street" 1978 года (лауреат премии "Грэмми" за лучший альбом 1979 года). Трек заканчивается затуханием во время выступления Хаббарда. "Неувядаемая" версия была выпущена в 2004 году на бокс-сете Билли Джоэла "My Lives".
В 1980-х годах Хаббард снова возглавил свою собственную джазовую группу - на этот раз с Билли Чайлдсом и Ларри Кляйном, среди прочих, в составе - и получил положительные отзывы, выступая на концертах и фестивалях в США и Европе, часто в компании Джо Хендерсона, исполняя репертуар в стиле хард-боп и модал-джазовые пьесы. Хаббард выступал на джазовом фестивале в Монтерее в 1980 и 1989 годах (с Бобби Хатчерсоном). Он играл с Вуди Шоу, записывался с ним в 1985 году, а два года спустя записал Stardust с Бенни Голсоном. В 1988 году он снова объединился с Блейки на концерте в Голландии, с которого пришел "Почувствуй ветер". В 1988 году Хаббард играл с Элтоном Джоном, исполнив партии трубы и флюгельгорна, а также соло на трубе в треке "Мона Лиза и безумные шляпники (часть вторая)" для альбома Джона Reg Strikes Back. В 1990 году он выступил в Японии в качестве хедлайнера американо-японского концертного тура, в котором также приняли участие Элвин Джонс, Сонни Форчун, пианисты Джордж Дьюк и Бенни Грин, басисты Рон Картер и Руфус Рид, а также джазменка и вокалистка Салена Джонс. Он также выступал на Варшавском джазовом фестивале, на котором был записан концерт на Варшавском джазовом фестивале (Jazzmen 1992).
После продолжительных проблем со здоровьем и серьезной травмы губы в 1992 году, когда он повредил верхнюю губу и впоследствии у него развилась инфекция, Хаббард снова время от времени играл и записывался, пусть и не на том высоком уровне, который он ставил перед собой в начале своей карьеры. Его лучшие записи были признаны лучшими в своей области.
В 2006 году Национальный фонд искусств удостоил Хаббарда высшей награды в области джаза - премии NEA Jazz Masters Award.
29 декабря 2008 года газета "Индианаполис Стар", газета родного города Хаббарда, сообщила, что Хаббард скончался от осложнений, вызванных сердечным приступом, перенесенным 26 ноября. Журнал Billboard сообщил, что Хаббард скончался в Шерман-Оукс, Калифорния.
В последние годы жизни Фредди Хаббард был тесно связан с Американским фондом джаза. Цитируются слова Фредди: “Когда у меня была застойная сердечная недостаточность и я не мог работать, Фонд Джаза оплатил мою ипотеку на несколько месяцев и спас мой дом! Спасибо Богу за этих людей". Чрезвычайный фонд джазового фонда музыкантов Америки заботился о нем во время болезни. После его смерти фонд Хаббарда обратился с просьбой о том, чтобы от его имени были сделаны не облагаемые налогом пожертвования в пользу Американского джазового фонда.