Есть ли кто-нибудь из ранних рок-н-роллеров, у кого репутация более сумасшедшего, чем у Убийцы Джерри Ли Льюиса? Его подвиги в качестве пианиста, эгоцентричного дикаря с неутолимой жаждой жизни стали основой для многочисленных биографий, документальных фильмов и полнометражного голливудского кино. Конечно, мало кто из артистов пришел на вечеринку с большим самомнением и талантом, чем у него, и выжил, чтобы рассказать об этом. И, конечно, еще меньше людей смогли успешно направить эту энергию в свою музыку и преуспеть, делая это так же хорошо, как Джерри Ли. Когда в 1957 году он ворвался на национальную сцену со своим классическим "Whole Lotta Shakin' Goin' On", он был воплощением худшего кошмара всех родителей: длинноволосый светловолосый южанин, который играл на пианино и пел с неконтролируемой яростью и самозабвением, одновременно наслаждаясь собственной сексуальностью. Он был первым великим дикарем рок-н-ролла, а также первым великим эклектиком рок-н-ролла. Игнорирование всевозможных музыкальных границ - это то, что не только позволило его музыке быть разнообразной, но и пережить веяния моды. Независимо от того, поет ли Льюис меланхоличную кантри-балладу, унылый блюз или выступает как зажигательный рокер, абсолютная приверженность моменту позволяет ему исполнять песни, которые полностью соответствуют его индивидуальности и являются исключительно цельными. Подобно записям Хэнка Уильямса, Луи Армстронга и некоторых других, ранние работы Джерри Ли представляют собой одну из самых удивительных коллекций американской музыки из существующих.
Он родился в семье Элмо и Мэйми Льюис 29 сентября 1935 года. Хотя семья была очень бедной, у них было достаточно денег, чтобы купить подержанное пианино для загородной хижины семьи в Ферридее, штат Лос-Анджелес. Десятилетний Джерри Ли Льюис, который брал уроки игры на фортепиано у двух своих двоюродных братьев, Микки Джилли и Джимми Ли Сваггарта, проявил замечательные способности к игре на инструменте. Старший кузен, играющий на фортепиано, Карл Маквой, навестил его в Большом доме Хейни, принадлежащем его дяде Ли Кэлхуну и предназначенном исключительно для чернокожих, и раскрыл секреты стилей буги-вуги, которые он слышал по радио и через дорогу от треков. Льюис смешал это с госпелом и кантри и начал придумывать свой собственный стиль. Он даже смешивал жанры в том, как синкопировал свои ритмы на фортепиано; его левая рука, как правило, исполняла уверенный в себе ритм буги-вуги, в то время как правая играла на высоких клавишах с большой филигранностью и эффектностью, в равной степени сочетая госпел-пыл и либера-шоу. К тому времени, когда ему исполнилось 14 лет, по мнению всей семьи, он был настолько хорош, насколько это вообще возможно. Льюис уже был готов к выступлению в прайм-тайм.
Но у его матери Мами были другие планы на юного семейного вундеркинда. Не желая растрачивать таланты Джерри Ли в грязном мире шоу-бизнеса, она записала его в библейский колледж в Ваксахатчи, штат Техас, уверенная в том, что теперь ее сын будет петь свои песни исключительно Господу. Но легенда гласит, что Убийца начал исполнять буги-вуги "My God Is Real" на церковном собрании, из-за чего в тот же вечер ему пришлось собирать вещи. Раздвоение личности Льюиса, разрывающегося между священным и мирским (рок-н-ролльная музыка), - это то, что разъедало его большую часть взрослой жизни, вызывая неисчислимые аберрантные изменения личности на протяжении многих лет без четкого решения проблемы. Что несомненно, так это то, что к тому времени, когда 21-летний Джерри Ли появился в Мемфисе на пороге студии Sun, его выгнали из библейского колледжа; он потерпел полное фиаско в качестве продавца швейных машинок; ему отказали большинство звукозаписывающих компаний, базирующихся в Нэшвилле, и весь мир. Разъезжал по Луизиане, был дважды женат, один раз сидел в тюрьме и сгорал от страсти к тому, что он действительно был следующей большой шишкой.
Сэм Филлипс был в отпуске, когда он приехал, но его ассистент Джек Клемент посадил Роланда Джейнса за гитару, а Дж.М. Ван Итона за барабаны позади Льюиса, чья подвижная левая рука делала басиста лишним. Это маленькое подразделение стало ядром группы Льюиса на протяжении почти всех семи лет, пока он записывался в Sun. Первый сингл, ускоренное исполнение песни Ральфа Муни "Crazy Arms", разошелся достаточно большим тиражом, и Филлипс продолжал приглашать Льюиса на новые сессии, поражаясь его потрясающей памяти на старые песни и склонности их раскачивать. Через несколько дней после выхода своего первого сингла Джерри Ли был в студии Sun studios, зарабатывая немного рождественских денег, играя на пианино на записи Карла Перкинса, на которой были исполнены классические песни "Matchbox" и "Your True Love". В конце записи появился Элвис Пресли, Клемент включил магнитофон, и начался импровизированный джем-сейшн квартета стоимостью в миллион долларов, на котором Перкинс, Пресли и Льюис наслаждались лучшим временем в своей жизни.
С выходом его первого сингла дорога манила к себе, и именно здесь сформировался стойкий сценический образ Льюиса. Обескураженный тем, что он не мог танцевать по сцене, бренча на гитаре, как Карл Перкинс, он встал посреди песни, отодвинул табурет от пианино, и, как выразился Перкинс, "родился новый Джерри Ли Льюис". Эта вновь обретенная уверенность на сцене не ускользнула от Сэма Филлипса. Хотя ему нравилась музыка Карла Перкинса и Джонни Кэша, он не видел в них настоящих претендентов на трон Элвиса; с Льюисом, как ему казалось, у него был реальный шанс. Впервые за свою очень бережливую жизнь Сэм Филлипс вложил все до последнего цента из своего рекламного капитала в следующий сингл Льюиса, и эта авантюра окупилась в миллион раз. "Whole Lotta Shakin' Goin' On" заняла первое место в кантри-чартах и R& B-чартах, и только песня Дебби Рейнольдс "Tammy" удержала ее на первом месте в поп-чартах. Внезапно Льюис стал самым горячим, самым новым, самым захватывающим рок-н-ролльщиком в мире. Его выступления на телевидении и сценические шоу стали легендарными благодаря своей маниакальной энергии, а его стремление превзойти всех остальных привело к истории о том, как однажды он поджег свое пианино в конце съемок, чтобы помешать Чаку Берри следить за его выступлением. Никто не связывался с Убийцей.
Работа Джерри Ли над "Shakin'" стала еще одним определяющим моментом в его карьере, а также в рок-н-ролле. В "Great Balls of Fire" были только фортепиано и ударные, но благодаря продюсированию Филлипса она звучала потрясающе. Это привело его в рок-н-ролльный фильм (Jamboree), и его слава распространилась настолько широко, что Джонни Кэш и Карл Перкинс ушли из Sun в Columbia Records. Его следующий сингл, "Breathless", был связан промоушеном с выступлением Дика Кларка на Saturday night Bandstand, став для новичка тремя хитами подряд.
Но Льюис посеял семена своего собственного разрушения в рекордно короткие сроки. Он сбежал и женился на своей 13-летней двоюродной сестре Майре Гейл Браун, дочери его дяди, играющего на басу, Дж.У. Брауна. The Killer настоял на том, чтобы она сопровождала его в дебютном туре по Англии, и британская пресса пронюхала об их браке и начала распинать его в прессе. Тур был отменен, и Льюис вернулся в США, где обнаружил, что его карьера в полном беспорядке. Его записи были запрещены радиостанциями по всей стране, а цена его заказа выросла с 10 000 долларов за ночь до 250 долларов в любом притоне, где он еще мог быть. Ничуть не испугавшись, он продолжал делать то, что делал, не склоняя головы и полный решимости вернуться к вершинам в стиле Джерри Ли Льюиса. Ему потребовалась почти дюжина лет, чтобы добиться успеха, но, в конце концов, благодаря сочувствующему продюсеру и новой звукозаписывающей компании, согласившейся заключить перемирие с кантри-диск-жокеями, The Killer нашел новое направление, выпуская один хит за другим для хит-парадов конца 60-х и 70-х годов. Продолжая играть рок-н-ролл на сцене всякий раз, когда у него появлялось настроение (что случалось часто), и сохраняя все свои релизы в чистом виде, Country заключил творческую сделку, которая вполне устраивала Льюиса в середине 70-х.
Но в то время как его карьера снова стремительно развивалась, его личная жизнь разваливалась. В течение следующих полутора десятилетий распалось несколько браков (начиная с его 13-летнего союза с Майрой), погибли его родители и старший сын, начались стычки с полицейскими и злоупотребление алкоголем и таблетками, из-за чего он часто попадал в больницу. Внезапно Ферридей Файерболл стал приближаться к среднему возрасту, и неистовый огонь, казалось, угас.
Но в середине 80-х начался новый скачок в его карьере. О его жизни вот-вот должны были снять фильм под названием "Великие огненные шары", и Льюиса пригласили спеть песни для саундтрека. Показав всем, кто был настоящим убийцей, Льюис звучал достаточно энергично, чтобы заставить вас поверить, что на дворе 1957 год, и в пилотном альбоме по-прежнему ярко горит огонек вдохновения. Он также вернул себе популярность на мейджор-лейбле, сыграв одну песню в саундтреке к фильму "Дик Трейси". В 2006 году Льюис выпустил альбом Last Man Standing, в котором прозвучали дуэты с Миком Джаггером, Китом Ричардсом, Вилли Нельсоном, Родом Стюартом, Джимми Пейджем и другими. В 2010 году он выпустил еще один дуэтный альбом "Mean Old Man", в котором Льюис объединился с Эриком Клэптоном, Мерлом Хаггардом, Джоном Фогерти и Кидом Роком, среди прочих. Благодаря бокс-сетам и сборникам, документальным фильмам, биографическому фильму и введению в Зал славы рок-н-ролла, прославляющим его наследие, Льюис все еще продолжал записываться и гастролировать, создавая работы, которые варьировались от вялых до абсолютно вдохновляющих. Хотя его влияние будет расти до тех пор, пока не останется никого, кто бы играл на рок-н-ролльных фортепьяно, очевидная истина заключается в том, что есть только один Джерри Ли Льюис, и американская музыка никогда не увидит другого такого, как он.
Есть ли кто-нибудь из ранних рок-н-роллеров, у кого репутация более сумасшедшего, чем у Убийцы Джерри Ли Льюиса? Его подвиги в качестве пианиста, эгоцентричного дикаря с неутолимой жаждой жизни стали основой для многочисленных биографий, документальных фильмов и полнометражного голливудского кино. Конечно, мало кто из артистов пришел на вечеринку с большим самомнением и талантом, чем у него, и выжил, чтобы рассказать об этом. И, конечно, еще меньше людей смогли успешно направить эту энергию в свою музыку и преуспеть, делая это так же хорошо, как Джерри Ли. Когда в 1957 году он ворвался на национальную сцену со своим классическим "Whole Lotta Shakin' Goin' On", он был воплощением худшего кошмара всех родителей: длинноволосый светловолосый южанин, который играл на пианино и пел с неконтролируемой яростью и самозабвением, одновременно наслаждаясь собственной сексуальностью. Он был первым великим дикарем рок-н-ролла, а также первым великим эклектиком рок-н-ролла. Игнорирование всевозможных музыкальных границ - это то, что не только позволило его музыке быть разнообразной, но и пережить веяния моды. Независимо от того, поет ли Льюис меланхоличную кантри-балладу, унылый блюз или выступает как зажигательный рокер, абсолютная приверженность моменту позволяет ему исполнять песни, которые полностью соответствуют его индивидуальности и являются исключительно цельными. Подобно записям Хэнка Уильямса, Луи Армстронга и некоторых других, ранние работы Джерри Ли представляют собой одну из самых удивительных коллекций американской музыки из существующих.
Он родился в семье Элмо и Мэйми Льюис 29 сентября 1935 года. Хотя семья была очень бедной, у них было достаточно денег, чтобы купить подержанное пианино для загородной хижины семьи в Ферридее, штат Лос-Анджелес. Десятилетний Джерри Ли Льюис, который брал уроки игры на фортепиано у двух своих двоюродных братьев, Микки Джилли и Джимми Ли Сваггарта, проявил замечательные способности к игре на инструменте. Старший кузен, играющий на фортепиано, Карл Маквой, навестил его в Большом доме Хейни, принадлежащем его дяде Ли Кэлхуну и предназначенном исключительно для чернокожих, и раскрыл секреты стилей буги-вуги, которые он слышал по радио и через дорогу от треков. Льюис смешал это с госпелом и кантри и начал придумывать свой собственный стиль. Он даже смешивал жанры в том, как синкопировал свои ритмы на фортепиано; его левая рука, как правило, исполняла уверенный в себе ритм буги-вуги, в то время как правая играла на высоких клавишах с большой филигранностью и эффектностью, в равной степени сочетая госпел-пыл и либера-шоу. К тому времени, когда ему исполнилось 14 лет, по мнению всей семьи, он был настолько хорош, насколько это вообще возможно. Льюис уже был готов к выступлению в прайм-тайм.
Но у его матери Мами были другие планы на юного семейного вундеркинда. Не желая растрачивать таланты Джерри Ли в грязном мире шоу-бизнеса, она записала его в библейский колледж в Ваксахатчи, штат Техас, уверенная в том, что теперь ее сын будет петь свои песни исключительно Господу. Но легенда гласит, что Убийца начал исполнять буги-вуги "My God Is Real" на церковном собрании, из-за чего в тот же вечер ему пришлось собирать вещи. Раздвоение личности Льюиса, разрывающегося между священным и мирским (рок-н-ролльная музыка), - это то, что разъедало его большую часть взрослой жизни, вызывая неисчислимые аберрантные изменения личности на протяжении многих лет без четкого решения проблемы. Что несомненно, так это то, что к тому времени, когда 21-летний Джерри Ли появился в Мемфисе на пороге студии Sun, его выгнали из библейского колледжа; он потерпел полное фиаско в качестве продавца швейных машинок; ему отказали большинство звукозаписывающих компаний, базирующихся в Нэшвилле, и весь мир. Разъезжал по Луизиане, был дважды женат, один раз сидел в тюрьме и сгорал от страсти к тому, что он действительно был следующей большой шишкой.
Сэм Филлипс был в отпуске, когда он приехал, но его ассистент Джек Клемент посадил Роланда Джейнса за гитару, а Дж.М. Ван Итона за барабаны позади Льюиса, чья подвижная левая рука делала басиста лишним. Это маленькое подразделение стало ядром группы Льюиса на протяжении почти всех семи лет, пока он записывался в Sun. Первый сингл, ускоренное исполнение песни Ральфа Муни "Crazy Arms", разошелся достаточно большим тиражом, и Филлипс продолжал приглашать Льюиса на новые сессии, поражаясь его потрясающей памяти на старые песни и склонности их раскачивать. Через несколько дней после выхода своего первого сингла Джерри Ли был в студии Sun studios, зарабатывая немного рождественских денег, играя на пианино на записи Карла Перкинса, на которой были исполнены классические песни "Matchbox" и "Your True Love". В конце записи появился Элвис Пресли, Клемент включил магнитофон, и начался импровизированный джем-сейшн квартета стоимостью в миллион долларов, на котором Перкинс, Пресли и Льюис наслаждались лучшим временем в своей жизни.
С выходом его первого сингла дорога манила к себе, и именно здесь сформировался стойкий сценический образ Льюиса. Обескураженный тем, что он не мог танцевать по сцене, бренча на гитаре, как Карл Перкинс, он встал посреди песни, отодвинул табурет от пианино, и, как выразился Перкинс, "родился новый Джерри Ли Льюис". Эта вновь обретенная уверенность на сцене не ускользнула от Сэма Филлипса. Хотя ему нравилась музыка Карла Перкинса и Джонни Кэша, он не видел в них настоящих претендентов на трон Элвиса; с Льюисом, как ему казалось, у него был реальный шанс. Впервые за свою очень бережливую жизнь Сэм Филлипс вложил все до последнего цента из своего рекламного капитала в следующий сингл Льюиса, и эта авантюра окупилась в миллион раз. "Whole Lotta Shakin' Goin' On" заняла первое место в кантри-чартах и R& B-чартах, и только песня Дебби Рейнольдс "Tammy" удержала ее на первом месте в поп-чартах. Внезапно Льюис стал самым горячим, самым новым, самым захватывающим рок-н-ролльщиком в мире. Его выступления на телевидении и сценические шоу стали легендарными благодаря своей маниакальной энергии, а его стремление превзойти всех остальных привело к истории о том, как однажды он поджег свое пианино в конце съемок, чтобы помешать Чаку Берри следить за его выступлением. Никто не связывался с Убийцей.
Работа Джерри Ли над "Shakin'" стала еще одним определяющим моментом в его карьере, а также в рок-н-ролле. В "Great Balls of Fire" были только фортепиано и ударные, но благодаря продюсированию Филлипса она звучала потрясающе. Это привело его в рок-н-ролльный фильм (Jamboree), и его слава распространилась настолько широко, что Джонни Кэш и Карл Перкинс ушли из Sun в Columbia Records. Его следующий сингл, "Breathless", был связан промоушеном с выступлением Дика Кларка на Saturday night Bandstand, став для новичка тремя хитами подряд.
Но Льюис посеял семена своего собственного разрушения в рекордно короткие сроки. Он сбежал и женился на своей 13-летней двоюродной сестре Майре Гейл Браун, дочери его дяди, играющего на басу, Дж.У. Брауна. The Killer настоял на том, чтобы она сопровождала его в дебютном туре по Англии, и британская пресса пронюхала об их браке и начала распинать его в прессе. Тур был отменен, и Льюис вернулся в США, где обнаружил, что его карьера в полном беспорядке. Его записи были запрещены радиостанциями по всей стране, а цена его заказа выросла с 10 000 долларов за ночь до 250 долларов в любом притоне, где он еще мог быть. Ничуть не испугавшись, он продолжал делать то, что делал, не склоняя головы и полный решимости вернуться к вершинам в стиле Джерри Ли Льюиса. Ему потребовалась почти дюжина лет, чтобы добиться успеха, но, в конце концов, благодаря сочувствующему продюсеру и новой звукозаписывающей компании, согласившейся заключить перемирие с кантри-диск-жокеями, The Killer нашел новое направление, выпуская один хит за другим для хит-парадов конца 60-х и 70-х годов. Продолжая играть рок-н-ролл на сцене всякий раз, когда у него появлялось настроение (что случалось часто), и сохраняя все свои релизы в чистом виде, Country заключил творческую сделку, которая вполне устраивала Льюиса в середине 70-х.
Но в то время как его карьера снова стремительно развивалась, его личная жизнь разваливалась. В течение следующих полутора десятилетий распалось несколько браков (начиная с его 13-летнего союза с Майрой), погибли его родители и старший сын, начались стычки с полицейскими и злоупотребление алкоголем и таблетками, из-за чего он часто попадал в больницу. Внезапно Ферридей Файерболл стал приближаться к среднему возрасту, и неистовый огонь, казалось, угас.
Но в середине 80-х начался новый скачок в его карьере. О его жизни вот-вот должны были снять фильм под названием "Великие огненные шары", и Льюиса пригласили спеть песни для саундтрека. Показав всем, кто был настоящим убийцей, Льюис звучал достаточно энергично, чтобы заставить вас поверить, что на дворе 1957 год, и в пилотном альбоме по-прежнему ярко горит огонек вдохновения. Он также вернул себе популярность на мейджор-лейбле, сыграв одну песню в саундтреке к фильму "Дик Трейси". В 2006 году Льюис выпустил альбом Last Man Standing, в котором прозвучали дуэты с Миком Джаггером, Китом Ричардсом, Вилли Нельсоном, Родом Стюартом, Джимми Пейджем и другими. В 2010 году он выпустил еще один дуэтный альбом "Mean Old Man", в котором Льюис объединился с Эриком Клэптоном, Мерлом Хаггардом, Джоном Фогерти и Кидом Роком, среди прочих. Благодаря бокс-сетам и сборникам, документальным фильмам, биографическому фильму и введению в Зал славы рок-н-ролла, прославляющим его наследие, Льюис все еще продолжал записываться и гастролировать, создавая работы, которые варьировались от вялых до абсолютно вдохновляющих. Хотя его влияние будет расти до тех пор, пока не останется никого, кто бы играл на рок-н-ролльных фортепьяно, очевидная истина заключается в том, что есть только один Джерри Ли Льюис, и американская музыка никогда не увидит другого такого, как он.